Как приобщить ребенка к прекрасному?


Как приобщить ребенка к прекрасному? Фото: thinkstockphotos.com

Как объяснить ребенку, зачем нужны филармонии, музеи и театры?

Приобщение моей шестилетней дочери к культурной жизни Москвы началось с Андроникова монастыря. Девочка хорошо рисует, с удовольствием рассматривает художественные альбомы, и я решила, что пришло время познакомить ее с образцами древнерусской архитектуры и живописи.

Еще по теме: Компьютер для детей – все за и против

Мы осмотрели белые башни монастыря, обсудили, как и когда их строили, зачем церквям были нужны укрепления. Затем прошлись по всем залам, взглянули на работы Рублева, пронаблюдали, как менялась традиция иконописи от века к веку, от региона к региону. Когда через пару дней я спросила у дочери, что ей понравилось – девочка честно ответила, что понравился ей поливальный фонтан на газоне, а все остальное – скукотища невероятная.

Почему так произошло? Потому что ребенок не был подготовлен к музею, а дали ей слишком сложный материал.

Умение понимать высокое искусство – не врожденный дар, малыши предпочтут мелодию из рекламного ролика классической симфонии, картинку из мультика картине из Эрмитажа, детский утренник – «Лебединому озеру». Развивать понимание можно и нужно, но осторожно и постепенно, иначе ребенок рискует получить глубочайшее отвращение к бессмысленным для него занятиям. Помните, как вы давали грудничку первый прикорм, понемногу приучая его к новым вкусам – фруктов, каши, мяса? Так и с культурой. Не стоит навязывать, пусть малыш в удовольствие пробует доступные его пониманию вещи.

Чтобы ребенок учился понимать классическую музыку – он должен слышать ее от рождения. В умеренных дозах, правильно подобранную, «легкую», если так можно сказать о классике – не «Аппассионату» или «Зигфрида», а «Детский альбом», «Щелкунчика» или «Времена года». С трех-четырехлетним малышом можно слушать небольшие произведения вместе и обсуждать их: какое настроение и чувства они вызывают, как звучат те или иные инструменты.

Куда пойти с маленьким зрителем?

Путь к живописи начинаем с репродукций и художественных альбомов. Говорим о картинах, задаем вопросы – кто и как изображен, что хотел показать художник. Выбираем понятные ребенку сюжеты: изображения детей, животных, сказочных героев. Впрочем, первый музей вовсе не обязан быть картинной галереей. Ребенка наверняка заинтересуют музей Кукол, Мыши или Шоколада. Кстати, в большинстве музеев проводят адаптированные экскурсии для самых маленьких.

С театром проще всего – даже трехлетний малыш увлечется историей Волка и Красной Шапочки или семерых козлят. Психологи советуют начинать с кукольных театров, но можно выбрать и музыкальный спектакль, и простую детскую постановку, и модное интерактивное представление с участием зрителей. Чтобы проверить, готов ли малыш к посещению спектакля, посмотрите с ним несколько детских постановок по телевизору или на видео – заодно и выясните, сколько времени ваш ребенок концентрируется на сюжете.

Начинать посещение детских театров лучше с трех-четырех лет, музеев – с четырех-пяти, концертов классической музыки, балетных спектаклей – не раньше шести. Ключевой момент – сын или дочь в состоянии высидеть представление, прослушать музыку или пройти экспозицию целиком и понять, что к чему. Постарайтесь найти золотую середину – объяснить, в какое важное место вы идете, но не сформировать завышенных ожиданий, чтобы малыш не разочаровался. Расскажите заранее, как надо себя вести: не есть и не пить в зале, не шуметь, сидеть смирно или ходить за экскурсоводом, не мешать другим зрителям.

Этикет для детей и взрослых

Перед визитом в «обитель муз» убедитесь, что ребенок хорошенько выспался, плотно поел, нормально себя чувствует. Постарайтесь, чтобы дорога не была чересчур долгой и утомительной. Оденьте маленького театрала нарядно, но удобно, чтобы платьице не кололо, ботинки не жали, новый костюм не стеснял движений.

Если малыш испугается громкой музыки или страшного чудовища на сцене, отвлечется от объяснений экскурсовода, начнет плакать – выведите его из зала, обнимите, успокойте. Потом спросите, хочет ли он пойти домой или вернуться? Не настаивайте – возможно, он просто не готов к такому объему новых впечатлений. Отвечайте на все вопросы малыша – кто такие актеры, как картины попадают в музей, почему музыканты одеты в черные костюмы и зачем дирижер машет руками.

Спустя день-два, когда улягутся первые эмоции, поговорите с ребенком об увиденном и услышанном – что он запомнил, что ему понравилось, что не понравилось, что заинтересовало. Дошкольника лучше не перекармливать «культурным отдыхом» — один музей или театр в неделю. Если что-то вызвало протест, лучше сделать паузу, а потом попробовать еще раз.

Мы с дочкой спустя полгода после неудачи с Андрониковым монастырем посетили музей древностей в Феодосии – девочка с огромным интересом рассматривала и античную керамику, и средневековые монеты, и национальные костюмы, и оружие времен Великой Отечественной. Ей понравилось, чего и вам желаю.

Источник


Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *