Все любят, когда их хвалят, и никто — когда ругают. Glamour объясняет, как правильно реагировать на критику на работе и извлекать из нее пользу для себя.
Итак, ваша работа получила нелестные отзывы. Следуйте нашим инструкциям, и вы заставите критику работать на себя.
В первые пять минут
Не отвечайте на претензии коротким «Хорошо, я переделаю», чтобы поскорее покинуть кабинет начальника. «Может сложиться впечатление, что вам все равно и не хочется с этим разбираться», — объясняет специалист по работе с персоналом Элисон Грин.
Критику можно условно разделить на два типа: поучающую («Вот что вы могли бы сделать лучше, чтобы исправить презентацию») и оценочную («Вот что вы из себя представляете: работник, не умеющий делать презентации»). Чаще всего мы слышим именно первый тип критики, но воспринимаем его как второй. «Не обобщайте замечания, — советует бизнес-консультант Дуглас Коуч. — Если шефу не нравится ваша презентация, это не значит, что вы плохой человек». Ваши психологические защитные механизмы работают на полную катушку: «Да что он понимает? Он ничего не знает об этом проекте, я столько над ним работала!» — так вы пытаетесь избавиться от мыслей о собственной некомпетентности.
Верная стратегия следующая. Сделайте паузу и глубоко вдохните, чтобы расслабить голосовые связки. Попросите более подробно рассказать, в чем босс видит недостатки. Не оправдывайтесь, но если у вас есть аргументы, объясняющие ваши действия, выскажите их: «Наверное, вы правы, но при составлении презентации я руководствовалась этим и этим, поэтому сделала так и так». Покажите, что поняли суть замечаний: «Вы правы, этот пункт недоработан. Что вы советуете исправить?»
В первые пять часов
«Как только вышли из кабинета, сразу возвращайтесь к работе, — советует психолог Аврил Лемон. — Даже если вы совершенно выбиты из колеи, не бегите плакать в туалет. Этим вы продемонстрируете свою неспособность справляться со стрессом и чрезмерную эмоциональность, что в корпоративной культуре не принято, а также спровоцируете приступы любопытства и сплетни среди коллег».
Взгляд со стороны поможет вам составить более объективную картину. Чтобы разобраться в ситуации, посоветуйтесь с надежным и опытным коллегой. Поинтересуйтесь, разделяет ли он мнение босса и как бы поступил на вашем месте.
В первые пять дней
Следующий стратегический шаг — реабилитироваться в глазах начальника и своих собственных. «Спросите себя: все ли замечания мне понятны, знаю ли я, что мне делать дальше?» — рекомендует Шейла Хин. Если нет, не паникуйте. «Попросите босса уделить вам полчаса времени, — говорит Дуглас Коуч. — Лучше всего сделать это не позднее чем на следующий день после критических замечаний: это вы будете весь день помнить об этом эпизоде, а он и думать забудет через полчаса — куйте железо, пока горячо!» На встрече держитесь уверенно и спокойно, представьте, что начальник – ваш наставник. Задавайте конкретные вопросы: уточните, что именно его не устраивает в презентации (может, ему просто не нравится шрифт), попросите привести примеры, выкажите желание не просто исправить ошибку, а разобраться в ситуации и работать на результат — это оценит любой работодатель.
если вы босс
три правила, которым нужно следовать, когда вы критикуете других:
- Всегда продуктивнее говорить не о личных качествах человека, а о его конкретных действиях. Например, вместо «На тебя никогда нельзя положиться» скажите: «Мне все время приходится напоминать тебе о дедлайнах, ты не первый раз срываешь сроки».
- Подробно расскажите, что и почему вас не устраивает, а потом обязательно выслушайте человека и дайте ему возможность объясниться. Во‑первых, это будет вежливо с вашей стороны, а во-вторых, поможет найти решение проблемы сообща.
- Если вы по натуре мягкий человек, скорее всего, вам непросто отчитывать подчиненных. «Будьте тактичны, но не пытайтесь завуалировать проблему: сотрудник имеет право знать, что он делает не так и как это исправить», — говорит Шейла.
Добавить комментарий