Критический уровень: как правильно реагировать на критику начальства

от автора

в

Все любят, когда их хвалят, и никто — когда ругают. Glamour объясняет, как правильно реагировать на критику на работе и извлекать из нее пользу для себя.

В основе негативной реакции на критику лежит желание нравиться. «Этот феномен уходит корнями в древние времена, когда одним из способов выжить внутри общины была бесконфликтность и умение нравиться вожаку, — объясняет психолог Лариса Потанина. — В современных джунглях правила сложнее, но похожи, и ваша здравая реакция на критику создаст в глазах начальника реноме адекватного сотрудника». Шейла Хин, осно­вательница Triad Consulting Group, ведущая курса по искусству переговоров в Школе права Гарвардского университета и автор бестселлера о том, как правильно реагировать на критику Thanks for the Feedback: The Science and Art of Receiving Feedback Well, отмечает: «Человек, который в ответ на претензии спрашивает, что он мог бы улучшить, выглядит уверенным, открытым и заинтересованным в результате, что благоприятно сказывается на его репутации».

Итак, ваша работа получила нелестные отзывы. Следуйте нашим инструкциям, и вы заставите критику работать на себя.

Сотрудники, принимающие критику адекватно, гораздо реже меняют место работы и в связи

с этим быстрее строят карьеру.

В первые пять минут

Не отвечайте на претензии коротким «Хорошо, я переделаю», чтобы поскорее покинуть кабинет начальника. «Может сложиться впечатление, что вам все равно и не хочется с этим разбираться», — объясняет специалист по работе с персоналом Элисон Грин. 


Критику можно условно разделить на два типа: поучающую («Вот что вы могли бы сделать лучше, чтобы исправить презентацию») и оценочную («Вот что вы из себя представляете: работник, не умеющий делать презентации»). Чаще всего мы слышим именно первый тип критики, но воспринимаем его как второй. «Не обобщайте замечания, — советует бизнес-­консультант Дуглас Коуч. — Если шефу не нравится ваша презентация, это не значит, что вы плохой человек». Ваши психологические защитные механизмы работают на полную катушку: «Да что он понимает? Он ничего не знает об этом проекте, я столько над ним работала!» — так вы пытаетесь избавиться от мыслей о собственной ­некомпетентности.

Верная стратегия следующая. Сделайте паузу и глубоко­ ­вдохните, чтобы расслабить голосовые связки. Попросите­ более подробно рассказать, в чем босс видит недостатки. Не оправдывайтесь, но если у вас есть аргументы, объясняющие ваши действия, выскажите их: «Наверное, вы правы, но при составлении презентации я руководствовалась этим и этим, поэтому сделала так и так». Покажите, что поняли суть замечаний: «Вы правы,­ этот пункт недоработан. Что вы советуете исправить?»

В первые пять часов

«Как только вышли из кабинета, сразу возвращайтесь к работе, — советует психолог Аврил Лемон. — Даже если вы совершенно выбиты из колеи, не бегите плакать в туалет. Этим вы продемонстрируете свою неспособность справляться со стрессом и чрезмерную эмоциональность, что в корпоративной культуре не принято, а также спровоцируете приступы любопытства и сплетни среди коллег».


Взгляд со стороны поможет вам составить более объективную картину. Чтобы разобраться в ситуации, посоветуйтесь с надежным и опытным коллегой. Поинтересуйтесь, разделяет ли он мнение босса и как бы поступил на вашем месте.

46% сотрудников российских компаний считают, что похвала и благодарность мотивируют лучше, чем критика.

по данным опроса на Superjob.ru

В первые пять дней

Следующий стратегический шаг — реабилитироваться в глазах начальника и своих собственных. «Спросите себя: все ли замечания мне понятны, знаю ли я, что мне делать дальше?» — рекомендует Шейла Хин. Если нет, не паникуйте. «Попросите босса уделить вам полчаса времени, — говорит Дуглас Коуч. — Лучше всего сделать это не позднее чем на следующий день после критических замечаний: это вы будете весь день помнить об этом эпизоде, а он и думать забудет через полчаса — куйте железо, пока горячо!» На встрече держитесь уверенно и спокойно, представьте, что начальник – ваш наставник. Задавайте конкретные вопросы: уточните, что именно его не устраивает в презентации (может, ему просто не нравится шрифт), попросите привести примеры, выкажите желание не просто исправить ошибку, а разобраться в ситуации и работать на результат — это оценит любой работодатель.

если вы босс

три правила, которым нужно следовать, когда вы критикуете других:

  • Всегда продуктивнее говорить не о личных качествах человека, а о его конкретных действиях. Например, вместо «На тебя никогда нельзя положиться» скажите: «Мне все время приходится напоминать тебе о дедлайнах, ты не первый раз срываешь сроки».
  • Подробно расска­жите, что и почему вас не устраивает, а потом обязательно выслушайте чело­века и дайте ему возможность объясниться. Во‑первых, это будет вежливо с ­вашей сто­роны, а во-вторых, ­поможет найти решение проблемы сообща.
  • Если вы по натуре­ мягкий человек, скорее всего, вам непросто отчитывать подчиненных. «Будьте тактичны, но не пытайтесь завуалировать проблему: сотрудник имеет право знать, что он делает не так и как это исправить», — говорит Шейла.

Источник


Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *