«Букет императрицы», 1913 год

Генрих Броккар, который к началу XX века владел одной из самых известных в мире компаний — «Империей Броккара», мечтал об одном — звании поставщика высочайшего двора Его Императорского Величества. Обдумав все, он  на трехсотлетие празднования дома Романовых преподносит императрице Марии Федоровне вырезанные из воска цветы (розы, фиалки и жасмин), каждый из которых источал свой аромат. Соединяясь воедино, ноты образовывали аромат первых в мире русских духов, которые вошли в историю не только российской, но и мировой парфюмерии. Броккар получил такой вожделенный титул, а мы — чудесный аромат, который в советскую эпоху прославился под названием «Красная Москва».

Верхние ноты — бергамот, кориандр и апельсиновый цвет; ноты сердца — жасмин, роза из Непала, гвоздика и иланг-иланг; ноты шлейфа — ирис, бобы тонка и ваниль.

Chanel N°5 от Chanel, 1921 год

Если верить легенде, то Шанель попросила помощи в создании искусственного женского аромата, который будет пахнуть Женщиной. Создавая аромат по просьбе Коко, парфюмер императорского двора Бо проводил эксперименты с альдегидами — синтетическими цветочными ароматами. После экспериментов он предоставил Шанель десять ароматов, среди которых она должна была выбрать один. От выбора Коко и пошло название: она выбрала пятый аромат.

Верхние ноты — иланг-иланг, лимон, альдегиды, бергамот, нероли; ноты сердца — корень фиалки, ландыш, ирис, роза, жасмин; ноты шлейфа — виверра, амбра, ваниль, сандаловое дерево, ветивер, мускус, пачули.

Shalimar от Guerlain, 1925 год

Жак Герлен обожал историю строительства Тадж-Махала, который император Великих Моголов посвятил памяти любимой жены. Сады вокруг храма назывались Шалимар. И вот однажды парфюмер взял всю ваниль, какая у него была, и добавил ее в уже существующий парфюм Jicky (он выпускался Guerlain с 1889 года). Когда об этой истории узнал создатель Chanel № 5, Эрнест Бо, он сказал: «Если бы я использовал столько ванили, у меня получился бы заварной крем, а он, гениальный Герлен, создал гениальный Shalimar».

Верхние ноты — мандарин, лимон, бергамот, цитрус и кедр; ноты сердца — ирис, пачули, жасмин, роза и ветивер; ноты шлейфа — сандал, кожа, мускус, ваниль, ладан и опопонакс.

Joy от Jean Patou, 1935 год

Жан Пату мечтал создать что-то новое, революционное, но ни одна парфюмерная композиция его не устраивала. Однажды он пришел в лабораторию, где парфюмер Альмера работал над запахами, и понюхал аромат, который не был закончен. Пату понял, что в его руках — сенсация. И не ошибся!

Верхние ноты: болгарская и майская розы, жасмин с полей Грасса; ноты сердца — пряная орхидея и иланг-иланг; ноты шлейфа — тубероза, сандаловое дерево, мускус и животный запах цибетовой кошки.

Miss Dior от Christian Dior, 1947 год

12 февраля 1947 года гости собрались в парижском особняке на авеню Монтень на культовый первый показ Christian Dior, после которого весь мир узнал, что такое new look. На протяжении всего показа собравшиеся ощущали чарующий запах, исходивший непонятно откуда. Но сам Кристиан знал, что помещение для показа обработали ЛИТРОМ духов Miss Dior, которые на следующий день поступили в продажу.

Верхние ноты — альдегиды, гардения, гальбанум, мускатный шалфей и бергамот; ноты сердца — гвоздика, ирис, корень ириса, жасмин, нероли, ландыш, роза, нарцисс; ноты шлейфа — лабданум, кожа, сандал, амбра, дубовый мох, ветивер, пачули.

L'Air du Temps от Nina Ricci, 1948 год

Дитя послевоенного времени, L'Air du Temps должен был символизировать любовь и радость мирного существования, напоминая о практически утраченной за годы войны беззаботности и кокетливой женственности. Оригинальный флакон L'Air du Temps украшен декоративными голубями, символами мира. «Дух времени» ознаменовал начало новой эпохи: отказ от военного аскетизма, стремление к красоте, легкости, романтике, веру в лучшее будущее.

Верхние ноты — гвоздика, персик, нероли, бергамот, роза и палисандр; ноты сердца — розмарин, гардения, фиалка, орхидея, гвоздика, корень ириса, жасмин, иланг-иланг и роза; ноты шлейфа — ирис, амбра, сандаловое дерево, мускус, бензоин, дубовый мох, ветивер и кедр.

Youth Dew от Estée Lauder, 1953 год

Парфюм с самой неожиданной рекламной кампанией: сама Эсте Лаудер принесла его флакон в знаменитую парижскую «Галери Лафайет» и… грохнула об пол. Естественно, и сам поступок, и распространяющийся в воздухе аромат не могли не привлечь внимания!

Верхние ноты — альдегиды, апельсин, персик, бергамот, нарцисс и лаванда; ноты сердца — корица, лист и бутон черной смородины, орхидея, жасмин, гвоздика, иланг-иланг, роза, ландыш; ноты шлейфа — толуанский бальзам, перуанский бальзам, амбра, пачули, мускус, ваниль, дубовый мох, ветивер и ладан.

Fidji от Guy Laroche, 1966 год

Романтик и мечтатель, Ги Лярош как-то сказал: «Женщина — остров. Фиджи — райский остров. Fidji — это духи для райской женщины». Аромат стал культовым сразу же после выхода на рынок: он пах югом, морем и страстью, что не могло оставить девушек равнодушными.

Верхние ноты — ирис, тубероза, гальбанум, гиацинт и бергамот; ноты сердца — фиалка, роза, жасмин, альдегиды, корень ириса и гвоздика; ноты шлейфа — амбра, пачули, ветивер, мускус и дубовый мох.

Climat от Lancôme, 1967 год

Почти все ароматы Lancôme до появления Climat предназначались для взрослой, состоявшейся женщины. В то время считалось, что юные девушки не пользуются парфюмами: это дорого, это признак роскоши и положения в обществе. В начале семидесятых, когда феминизм стал одним из самых заметных движений, а прогрессивные женщины бились за равноправие полов, Lancôme противопоставил этому женственность и чувственность. Внезапное появление «зеленого», свежего аромата стало настоящей сенсацией.

Верхние ноты — фиалка, персик, ландыш, бергамот, роза и нарцисс; ноты сердца — альдегиды, розмарин и тубероза; ноты шлейфа — сандал, бобы тонка, амбра, мускус, бамбук и ветивер.

Opium от Yves Saint Laurent, 1977 год

Выпуску аромата предшествовала скандальная реклама со слоганом «Для тех, кто в зависимости от YSL». В обществе забурлили разговоры о том, что Ив Сен-Лоран занимается открытой пропагандой наркотиков. Но уловка сработала: уже в первый день Opium побил все существовавшие рекорды по продажам.

Верхние ноты — кориандр, перец, гвоздика, лавр, персик, слива, апельсин, мандарин, ваниль, мускус и амбра; ноты сердца — иланг-иланг, ирис, жасмин, ландыш и роза; ноты шлейфа — сандаловое дерево и ладан.

Obsession от Calvin Klein, 1985 год

Выход Calvin Klein Obsession сопровождался скандалом. Лицом «Одержимости» стала тогда еще малоизвестная супермодель Кейт Мосс, снявшаяся полностью обнаженной. Блюстители нравов взбесились: одни заявляли, что реклама Obsession пропагандирует педофилию, другие обвиняли американского дизайнера в поддержке анорексии. Естественно, аромат стал безумно популярным. Сам же Кельвин Кляйн говорил, что хотел создать парфюм, который бы пах сексом. Что ж, ему удалось!

Верхние ноты — зелень, мандарин, ваниль, персик, базилик, бергамот и лимон; ноты сердца — специи, кориандр, сандаловое дерево, апельсиновый цвет, жасмин, дубовый мох, кедр и роза;
ноты шлейфа — амбра, мускус, циветта, ваниль, ветивер и ладан.

Poison от Christian Dior, 1985 год

После ошеломляющего успеха Miss Dior парфюмеры долгое время не решались выпустить новый аромат: превзойти собственный хит не получалось, а делать заведомо проходной аромат — означало уронить престиж бренда. Прорыв был осуществлен парфюмером Эдуардом Флеше. Poison (в переводе «яд», «отрава») — и провокационное название сработало! Миллионы почитательниц раскупали парфюм и использовали его настолько часто и обильно, что в США даже принимались законы, запрещающие появляться в определенных местах, «благоухая ядом».

Верхние ноты — кориандр, слива, лесные ягоды, анис и палисандр; ноты сердца — гвоздика, жасмин, апельсиновый цвет, тубероза, корица, ладан, роза и белый мед; ноты шлейфа — ветивер, мускус, сандаловое дерево, кедр, амбра, ваниль и гелиотроп.

Loulou от Cacharel, 1987 год

Один из немногих ароматов, который создавался под впечатлением парфюмера от конкретного женского образа: Лулу из фильма «Ящик Пандоры». Сыгранная блистательной Луизой Брукс, Лулу стала символом роковой женщины. Магнетический и притягательный, аромат Loulou построен на контрастах и звучит настолько по‑разному в зависимости от времени года, погоды, обладательницы, что иногда кажется, что вместо одного аромата Cacharel создали сотни версий.

Верхние ноты — фиалка, слива, черная смородина и анис; ноты сердца — тубероза, флердоранж, иланг-иланг и фиалковый корень; ноты шлейфа — бобы тонка, ваниль, бензойная смола и мускус.

Angel от Thierry Mugler, 1992 год

Однажды великий Тьерри Мюглер впал в депрессию. Его врач попросил Мюглера лечь на диван и рассказать, чего бы ему хотелось сейчас больше всего. Тьери задумался и сказал: «Я хочу почувствовать запах ванильного печенья, которое пекла мама». Спустя год после этой фразы на прилавках появится Angel: аромат, который француженки называют иконическим, а по популярности он одно время напрямую конкурировал с Chanel № 5. А ведь в нем нет ни одной цветочной ноты!

Верхние ноты — дыня, кокос, мандарин, китайская кассия, жасмин, бергамот и сахарная вата;
ноты сердца — мед, абрикос, ежевика, слива, орхидея, персик, жасмин, ландыш, красные ягоды и роза из Непала; ноты шлейфа — бобы тонка, ваниль, амбра, лист пачули, мускус, ваниль, темный шоколад и карамель.

L'Eau d'Issey от Issey Miyake, 1992 год

В начале 90-х почти все женские ароматы на рынке были цветочными, пряными или цветочно-пряными. Японец Исси Мияки подумал (и правильно подумал!), что появление среди этого благоухания свежего и чистого аромата может дать толчок новой тенденции. Он создал свой аромат, по его словам, «вдохновляясь запахом леса, умытого весенним дождем». Прогноз был верным: именно с запуска этого аромата стартовала эра свежих, легких, травяных и водных ароматов, а популярность пряных и цветочных пошла на спад.

Верхние ноты — лотос, фрезия, цикламен и дыня; ноты сердца — пион, гвоздика, лилия и ландыш; ноты шлейфа — кедр, мускус, амбра и сандал.

Acqua di Gio от Giorgio Armani, 1996 год

В это сложно поверить, но великий Джорджо Армани в молодости был очень консервативным. Так, в отпуск он постоянно ездил на один и тот же крошечный островок Пантеллерия, расположенный в Средиземном море между Сицилией и Тунисом. Там маэстро в уединении расслаблялся, вдохновлялся природой и морем, возвращаясь всякий раз с новыми идеями и разработками. Именно там на маленьком острове и родилась идея культового аромата: Джорджо захотел взять немного Пантеллерии с собой.

Верхние ноты — фиалка, персик, ананас и лимон; ноты сердца — жасмин, гиацинт, ландыш и иланг-иланг; ноты шлейфа — мускус, сандал и амбра.

Organza от Givenchy, 1996 год

Образ новой амазонки, новая волна феминистических настроений вдохновила парфюмера дома Givenchy на создание провокационного и двойственного аромата. Органза — прозрачная ткань, довольно легкая и при этом непростая в драпировке, явно отсылающая нас к красоте античных статуй, создает обманчивое впечатление легкого и тонкого аромата, который скрывается во флаконе. Но внутри таится сильный, харизматичный, древесно-восточный аромат, очень индивидуальный и запоминающийся. «Богине, которая живет в каждой женщине» — лучшее посвящение!

Верхние ноты — бергамот, цветы африканского апельсина, гардения и мускатный орех; ноты сердца — жимолость, тубероза, жасмин и ирис; ноты шлейфа — ваниль, амбра, кедр и гваяковая древесина.

J'Adore от Dior, 1999 год

Ты наверняка не знала, что этот аромат родился в… Эрмитаже. Парфюмер Калис Беккер имела русские корни и как-то приехала в Россию, чтобы сходить в Эрмитаж. Любуясь фламандской живописью, Калис обратила внимание, что во всех натюрмортах отдельные элементы прекрасны и сами по себе, но вместе, в композиции, их красота раскрывается еще ярче. Потом она признается, что, непосредственно создавая аромат, она «видела» его ингредиенты как прекрасную картину: роскошный букет, бутылку вина и корзинку аппетитных фруктов.

Верхние ноты — цветок чампака, мандарин и листья плюща; ноты сердца — жасмин, орхидея, фиалка и роза; ноты шлейфа — дамасская слива, ежевика, амарантовое дерево, аккорд мускуса и ежевики, вино Баньюля.

Chance от Chanel, 2002 год

Chance Chanel был выпущен в память о великой Коко и сопровождался одной из крылатых фраз Шанель: «Кто-то дал мне шанс, и этот шанс — моя душа». Легкий и свежий, этот аромат стал самым «юным» в коллекции бренда, которая традиционно воспринималась как солидная, взрослая, ориентированная на зрелую аудиторию. Смелый ход оказался удачным: сейчас уже никто не считает Chanel скучной классикой!

Верхние ноты — ананас, ирис, розовый перец и гиацинт; ноты сердца — жасмин и цитрус; ноты шлейфа — мускус, пачули, ваниль и ветивер.

Ange ou Demon от Givenchy, 2006 год

Аромат создавали сразу два парфюмера, и до сих пор неизвестно, кто из них отвечал за ангельскую, а кто — за дьявольскую сторону этого двуликого аромата. Но факт остается фактом: он действительно звучит по‑разному на роковых соблазнительницах и скромницах, словно раскрывая истинную сущность характера.

Верхние ноты — мандарин, тимьян и шафран; ноты сердца — цветочный букет с восточно-пряными нотками, белая лилия, орхидея и иланг-иланг; ноты шлейфа — дубовый мох, палисандр, ваниль и бобы тонка.

Немного статистики:

— Самые известные духи — Chanel № 5.
— Самые дорогие духи — Clive Christian. Один флакон обойдется в 215 тысяч долларов США. В стоимость парфюма входит доставка духов владельцу на Bentley.
— Древнейший ингредиент, используемый в парфюмерии, — это мирра.
— А самый популярный ингредиент — бергамот.

Источник