Пять скрытых посланий ребенка. Фото: thinkstockphotos.com
договориться друг с другом было бы гораздо проще. Да что там
договориться – просто услышать и понять.
Но в жизни часто происходит наоборот. Малыш плачет, потому что ему страшно, а мама ругается, что он делает это ей назло. Сын отказывается выступать на сцене, потому что забыл слова, а папа полагает, что он просто струсил, как девчонка. Дочка не хочет играть с куклой, потому что «накрасила» ей губы фломастером и боится показать маме, а та думает, что малышка упрямая и замкнутая.
Еще по теме: Наказание как часть воспитательного процесса
Конечно, иногда нежелание делать то, что просят мама с папой, и есть банальное упрямство, а нежелание убирать игрушки в комнате – банальная лень. Но бывает и так, что обычные на первый взгляд слова и поступки, наполнены иным содержанием, чем кажется.
Давайте разберемся, каким может быть это содержание.
1. Ребенок ищет поддержки
Ему сказали, что так говорить нельзя. А он слышит, как выражается сосед по лестничной клетке, тетя на улице или даже соседский мальчик. И ребенок идет к родителям, чтобы «наябедничать». А на самом деле он просто хочет удостовериться, правильно ли понял родительскую установку не произносить то или иное слово? Если правильно, то почему же другие ругаются? Ребенку это непонятно и он хочет, чтобы ему все объяснили.
Ругая детей в группе или на улице, ребенок как бы спрашивает: «А я? Я правильно себя веду, что не бегаю по лужам и не бросаю мусор прямо на асфальт?»
Прежде чем ругать ребенка за ябедничество или «глупые» вопросы, постарайтесь понять, что именно ему нужно в данный момент? Возможно, вашего ответа «ты все делаешь правильно, а ругаются только невоспитанные люди» ему будет достаточно.
2. Не умеет по-другому
Зачастую ребенок ведет себя «неправильно» и капризничает, если не может сказать словами о том, что хочет. К примеру, он вовсе не рад идти к бабушке, потому что не любит ее морковный суп. А сказать это не умеет. Зато может нагрубить.
Или не знает, как начать игру с другими детьми, зато в состоянии отнять у них игрушки. И для него это будет единственно возможным способом вступить с ними в контакт. Хотя со стороны он выглядит как задира и забияка.
Вас весь день не было дома, и ребенок был как шелковый? Но вот вы вернулись, и сразу слезы, капризы и непонятное поведение? Вполне возможно, что малыш очень рад вас видеть, но проявить свои чувства может только таким образом.
У вас гости, а ребенок, который в состоянии развлечь себя сам, вдруг повис на шее и не отходит ни на шаг? Вполне возможно, что он вас ревнует или тоже хочет пообщаться, но в силу разных причин сказать об этом не может.
Задавайте вопросы, помогая ему понять свои чувства и эмоции: «Ты хочешь побыть со мной?», «Ты хотел поиграть с ребятами, а тебя не взяли в игру?», «Ты принес свои рисунки, чтобы показать тете Кате, как красиво ты рисуешь?» Учите ребенка, объясняйте и своим примером показывайте, как можно и нужно проявлять чувства в доступной и понятной форме.
3. Познает этот мир, проверяет свои границы и родительские установки
Порой, делая что-то назло родителям, ребенок как бы говорит: «А так можно?», «А что будет, если сделаю то, что нельзя?»
Малышу не всегда просто принять что-либо от взрослых на веру. Часто он хочет сам в этом убедиться: «А почему нельзя кота за хвост дергать? А зачем же ему хвост тогда?», «Неужели мама и в самом деле рассердится, если я вылью на себя суп?», «Ой, трогать папин компьютер действительно нельзя – папа очень ругался». Конечно, ребенок делает все это неосознанно, но иначе просто не может.
«Родителям важно в таком случае давать возможность ребенку делать ошибки и пробовать что-то в тех ситуациях, которые не угрожают его жизни и здоровью, а также твердо отстаивать запрет на те, которые на самом деле могут навредить»
4. Боится
Попадая в незнакомую ситуацию, ребенок может испугаться. Свои чувства и переживания по этому поводу он выражает капризным поведением, упрямством или плачем.
Испугавшись встретившегося на улице незнакомого взрослого или знакомого, но чем-то в этот раз его напугавшего, ребенок может повести себя достаточно резко. Не всегда нужно ругать за это ребенка, поговорите с ним, почему он так поступил. Объясните, что все-таки так вести себя нельзя и добавьте, что вы всегда рядом.
5. Копирует родителей
Общеизвестный факт, но постоянно приходится говорить о том, что дети копируют поведение своих родителей. И очень часто грубость и бранные слова – это повторение того, что ребенок слышит дома. В таком случае за подобным поведением скрыто просто желание быть, как мама с папой. И малыш не видит в этом ничего плохого, ведь так делают в его семье.
В данной ситуации рекомендация только одна – начните с себя, а потом уже требуйте чего-то от ребенка.
Попробуйте на время стать дешифровщиком – постарайтесь понять, что именно в данный момент «говорит» вам своим поведением ребенок. Вполне возможно, что это выведет ваши отношения с ним совсем на другой уровень.
Удачной вам расшифровки!
Добавить комментарий